Телеком forever
Дмитрий Петровский: "Как и потребность людей в общении, телеком безграничен. В том числе в коммерческом плане. Сколько компаний будет обслуживать данную потребность - это их вопрос"
Ничего "страшного" кроме укрупнения бизнесов на российском операторском рынке последние в 15 лет не происходит. Рынок становится менее дробным, "крупняку" на таком – легче зарабатывать деньги. Впрочем, как и на любом другом массовом рынке. И это вовсе не значит, что среднему ИКТ-бизнесу уже некуда податься. Просто придется активнее шевелить мозгами.
Один уважаемый топ-менеджер, прошедший за последние лет семь в Москве по кругу крупнейших телекоммуникационных компаний, сообщил мне недавно, что решил покинуть телеком. Он не рассматривает более предложений от работодателей отрасли, а раздумывает над двумя офферами: одним – из сферы ИТ-аутсорсинга, другим – из новой перспективной в России сферы энергосбережения и энергоэффективности. Склоняясь к последней.
Мой бывалый ньюсмейкер говорит, что видит в телекоме сплошное окэшивание (вывод денег из бизнеса) и не представляет – в какую новую сферу ИКТ движется этот капитал. Соответственно, не может двигаться вслед за ним как менеджер ИКТ-бизнеса.
От таких слов я вначале загрустил, но вскоре приободрился. Не только матерому связисту, но даже простому журналисту нетрудно вспомнить несколько последних ярких примеров приложения ИКТ-капитала с колоссальным потенциалом роста доходов. Все они не относятся к "чистому" операторству, но без передачи данных существовать не могут.
Так, совсем недавно лакомой темой для ИКТ-инвестора могло стать непосредственное спутниковое вещание. Почему в 2005 году было не купить "Триколор ТВ" (конечно только вместе с производством абонентских комплектов приема)? Ведь потребность в телевидении для 50 миллионов российских граждан, принимавших всего 1-5 эфирных ТВ-программ была очевидной. Видимо у большинства ИКТ-бизнесменов, примерно как и сегодня, деньги были, но отсутствовал кругозор, идеи и видение перспектив. Спохватились после многие, да уже поздно было.
Из настоящего. Возьмем ИКТ-проект видеонаблюдения за выборами, тот самый, который демократичности и прозрачности им не прибавил, зато сильно улучшил финансовые показатели национального оператора "Ростелеком". И у этого проекта, судя по всему еще лет шесть – блестящие перспективы. Соответственно, топ-менеджмент "Ростелекома" заявляет, что ИКТ-решения и интеграционные проекты в ближайшее время будут приносить до 25% дохода компании. Скажете экстремальный пример? А госуслуги, национальная облачная платформа?! О-йо-ооо!!! Один "Ростелеком" тут не справится, помощники нужны!
Теперь о будущем. М2М – чем не тема для крупного, среднего и даже небольшого российского ИКТ-бизнеса?! Российская власть уже постаралась, создав систему ГЛОНАСС. Тоже монополия? Ой ли? Возьмите проклятые вопросы ЖКХ, электронные платежи и дистанционную торговлю: проблем, потребностей и бизнес-возможностей в этих сферах только в одной постоянно ремонтирующейся и торгующей Москве – хоть отбавляй. С хорошими ИКТ-мозгами тут можно заработать миллионы долларов! Тому свидетельство – успех операторов платежных систем, еще лет пять назад ходивших в коротких штанишках. А вскоре мы увидим взлет бизнесов, делающих ставку на разнообразные телематические решения и электронную коммерцию.
И еще вот – для долгих раздумий. Один за одним в мире появляются темы Cloud, Big Data, Smart city, Green economy и прочие странные, но совершенно точно – ИКТ-вещи, которые отраслевой технической публикой воспринимаются сходу если не как шарлатанство, то уж точно – как маркетинговый bull shit и чиновничьи игры. Но смотрите: какие деньги тратят индустриальные лидеры на продвижение этих зыбких тем! Потому что там кроются возможности и будущий успех. Не только для монополистов и грандов.
Я уверен, не только покупка пилорамы в родном селе на вырученные от продажи местного ТВ- или ШПД-провайдера – удел средней руки ИКТ-бизнесмена в России. У него есть шанс встроиться в новую ИКТ-экосистему. Пользуясь отраслевыми связями и опытом – найти место на рынке, где живут облачные вычисления, навигационные сервисы, электронные деньги, умные счетчики и нанороботы. Многие эти темы поддержаны регулированием, иногда – даже госфинансированием, но главное – потребностями и спросом граждан.
Да, мелко-средний операторский бизнес в России долгих 20 лет был растущим и успешным. До тех пор, пока сохранялся сетевой дефицит, пока издержки оставались на приемлемом для владельцев уровне. Все изменилось с приходом массового, особенно беспроводного, Интернета. Кстати, он оказался непонятным и недоступным для быстрой монетизации не только операторам связи.
Но главный вопрос – не в Интернете. Жизнь в условиях тотального дефицита повсюду на планете закончилась или заканчивается. Это будет уже совершенно иной мир, иные рынок и бизнес. Новые потребности граждан всем нам – от национального государства до районного СМИ – перед тем как удовлетворять, придется сперва придумывать. Впрочем – ничего нового. На плотных и зрелых рынках так всегда и было.
Дмитрий Петровский
генеральный директор группы компаний CоmNews
ComNews