Сотовые операторы ушли в отрыв
Сотовые операторы "большой тройки" обгоняют по количеству подключенных домохозяйств провайдеров широкополосного доступа. За прошлый год "ВымпелКом" увеличил количество абонентов ШПД на 53% и опередил "ЭР-Телеком" на 0,2 млн подключений, встав в один ряд с МТС.
К такому выводу пришла компания J’son & Partners Consulting, представив итоги исследования российского рынка "домашнего" фиксированного широкополосного доступа в Интернет за 2011 г.
Первое место по количеству подключений сохраняет "Ростелеком" с 8,2 млн клиентов (рост абонбазы по сравнению с 2010 г. на 25%), далее следуют "ВымпелКом" и МТС с 2,1 млн подключенных домохозяйств. К "ЭР-Телекому" в 2011 г. за услугой обратилось 1,9 млн домохозяйств. К концу 2010 г. у "ЭР-Телекома" в базе насчитывалось 1,3 млн домохозяйств, у МТС - 1,7 млн, у "ВымпелКома" на III кв. 2010 г. - 1,2 млн домохозяйств.
Комментируя выход в тройку лидеров по "домашнему" ШПД, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева сообщила, что в 2011 г. важную роль в развитии оператора сыграл запуск в регионах домашнего цифрового телевидения "Билайн". "В тех городах, где присутствует "Билайн ТВ", а это 34 крупных города, мы запустили пакетные предложения, включающие доступ в Интернет и цифровое телевидение, и мы видим, что телевидение зачастую является драйвером продвижения ШПД", - прокомментировала она.
Пресс-служба ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" не стала комментировать показатели аналитиков, сообщив, что насыщение рынков приводит к ежегодному замедлению темпов прироста абонентов и к усилению конкурентной борьбы. "В больших городах операторы будут терять абонентов из-за устаревших аналоговых сетей. Однако модернизация сетей на FTTX и продажа IPTV будет компенсировать сокращение доли абонентов за счет подключения более продвинутой аудитории, - рассказала репортеру ComNews пресс-служба "ЭР-Телекома". - Рост рынка будет происходить в основном за счет регионов".
В целом, по оценке J'Son & Partners Consulting, количество российских домохозяйств, подключенных к фиксированному ШПД в 2011 г., составило 21,7 млн. Проникновение услуги достигло 38%. Аналитики консалтинговой компании ожидают, что к концу 2012 г. количество "домашних" широкополосных подключений в России достигнет 24,7 млн, что будет соответствовать проникновению 43%.
Что касается долей рынка "домашнего" ШПД (количество абонентов компании от всех абонентов по России), занимаемых операторами, то картина также изменилась, отмечают аналитики J'Son & Partners Consulting. Лидер по абонентской базе, "Ростелеком", увеличил долю подключений с 36% в 2010 г. до 38% в 2011 г. МТС осталась с 9%, а "ВымпелКом" нарастил долю рынка с 7% до 9%, сравнявшись, таким образом, с "ЭР-Телекомом", у которого также 9% рынка "домашнего" ШПД.
В разговоре с репортером ComNews пресс-секретарь ОАО "МТС" Валерия Кузьменко сообщила, что в прошлом году компания сосредоточилась не столько на строительстве новых сетей и подключении абонентов, сколько на модернизации инфраструктуры приобретенных ею операторов. "В 2012 г. текущая ситуация сохранится, но уже к концу года это позволит МТС не только наращивать подключения, но и увеличивать ARPU абонентов за счет предложения дополнительных сервисов, доступных в цифровых сетях".
Об этом говорят и данные J'Son & Parnters Consulting. Согласно отчету, в 2011 г. доля российских регионов по количеству новых широкополосных подключений достигла 75%. Темпы роста новых подключений в Москве и Петербурге по этому показателю продолжают сокращаться за счет увеличения насыщенности рынка в этих городах, подчеркнули аналитики консалтинговой фирмы.
В денежном выражении объем рынка "домашнего" ШПД за 2011 г. составил 71,8 млрд руб., по данным J'Son & Partners Consulting, и к концу 2012 г. этот показатель достигнет 81,2 млрд руб.
Дарья Лютцау
© ComNews