Роскомнадзор выдвинул требования интернет-ресурсам
Закон о регулировании рекомендательных интернет-технологий 31 июля 2023 г. подписал президент РФ Владимир Путин. Документ дает право Роскомнадзору блокировать рекомендательные технологии тех платформ, которые умышленно используются для целей, не соответствующих нормам российского законодательства. Закон вступит в силу 1 октября 2023 г.
7 августа Роскомнадзор разработал документ, в котором обозначил требования к содержанию информации о применении рекомендательных технологий и размещению ее на информационных ресурсах. Публичное обсуждение документа продлится до 1 сентября.
Пока требования к интернет-платформам по размещению информации состоят из пяти пунктов: на информационном ресурсе, на котором применяются рекомендательные технологии, должен быть размещен шаблон определенного текста; текст размещается на главной странице ресурса и на страницах, с которых осуществляется сбор персональных данных, в круглосуточном режиме; доступ к информации должен осуществляться без дополнительной регистрации и других ограничений; не допускается наложение информации на иную, размещенную на том же ресурсе; в целях информирования пользователей владелец ресурса может обеспечить размещение информации на отдельной странице.
Документ вступит в силу после окончания публичных обсуждений, но не ранее 1 октября 2023 г. (даты вступления в силу федерального закона №408-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
"В настоящее время проект документа проходит процедуру общественного обсуждения. Поступающие замечания будут учтены при доработке документа и подготовке финальной версии. Что касается мер ответственности за нарушение требований к содержанию и размещению информации о применении рекомендательных технологий, то сейчас таковые в законодательстве не предусмотрены", - сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы Роскомнадзора.
Заместитель управляющего директора интернет-магазина Ozon Алексей Минаев отметил, что работа над документом проходила в диалоге с отраслью: "Составители требований учли ранее обозначенные замечания рынка. Принятый закон одновременно защищает интересы пользователей и позволяет компаниям продолжить развивать удобные клиентоориентированные решения, которые экономят время на выбор того или иного товара или услуги".
Руководитель отдела маркетинга интернет-магазина XCOM-SHOP Артем Попов покритиковал закон: "Регулирование товарных рекомендаций в интернет-торговле считаю избыточным, а следствием обсуждаемого законопроекта, скорее всего, станет несколько дополнительных строк в пользовательском соглашении, которое мало кто читает. Но прежде всего я бы дождался его окончательной редакции: без понимания требований к содержанию и порядка уведомлений делать какие-то выводы преждевременно. Наша практика показала, что рекомендации на базе ML-алгоритмов (алгоритмы машинного обучения, которые анализируют поведение покупателей - прим. ComNews) позволяют рекомендовать клиентам то, что им понравится и когда это уместно. Иными словами, это не только забота об удобстве пользователя, но и упрощение процесса покупки".
Генеральный директор коммуникационного агентства iTrend Павел Житнюк считает новый закон очередной попыткой государства усилить контроль над интернет-ресурсами. "Судя по документу, маркетплейсы и приложения будут вынуждены добавить страницу с описанием рекомендательных технологий и попросить пользователя ознакомиться и согласиться с ними, так же как с пользовательским соглашением. Большой проблемы для тех и других тут, кажется, нет. Но в целом это очередной логичный шаг к продолжению регулирования цифрового пространства и сервисов со стороны государства. Соцсети и медиаплатформы получили слишком сильные инструменты влияния на огромные массы людей. Игнорировать такой факт невозможно, поэтому борьба за доминирование государства на этом поле будет только усиливаться", - уверен Павел Житнюк.