В радиосвязи появятся три новых стандарта
К концу 2024 г. в России вступят в силу три стандарта профессиональной подвижной радиосвязи (ППР). Все производители должны будут перейти на использование российской платформы ППР на базе отечественных стандартов к 2029 г.
Об этом на международном форуме о профессиональных сетях и системах связи ProfComm-2023, организованном Информационной группой ComNews, сообщил директор центра исследования подвижной связи ФГБУ "НИИ Радио" Сергей Тынянкин. Он рассказал, что новый стандарт - это результат переработки базовых требований, которые заложены в стандарте DMR.
"Главная задача новых стандартов - обеспечение технологического суверенитета России в области профессиональной подвижной радиосвязи (ППР) за счет перехода на унифицированное отечественное оборудование. Первый стандарт будет снижать общее положение системы, второй - связь абонентской станции через ретранслятор, третий стандарт - транковый режим связи абонентских станций. В 2024 г. мы организуем работу по их утверждению. И к концу 2024 г., надеюсь, они вступят в силу", - уточнил Сергей Тынянкин.
Также он добавил, что с 2025 г. государство утвердит план перехода на единую национальную платформу радиосвязи. Предполагается двухлетний период, когда будут параллельно функционировать зарубежные и отечественные системы связи. "По плану к 2029 г. все государственные и коммерческие производители должны перейти на использование российской платформы ППР на базе отечественных стандартов", - рассказал Сергей Тынянкин.
Руководитель информационно-аналитического агентства Content Review Сергей Половников скептически отнесся к появлению новых стандартов: "Мало принять какой-либо стандарт. Он будет работать лишь в том случае, если его поддерживает большое количество производителей оборудования. А если под стандарт не будет качественного и дешевого оборудования, то он может лежать под сукном сколько угодно. Яркий тому пример - стандарт интернета вещей, который когда-то приняло Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Никто им не пользовался, не пользуется и не будет пользоваться никогда. Поэтому принятие стандарта по большому счету еще ничего не значит. Единственный шанс на перспективу - наличие оборудования и его низкая цена, тогда он заработает".
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков считает, что работа по стандартам зависит от готовности к ней производителей оборудования: "Все будет зависеть от того, смогут ли наши производители в 2025 г. собрать оборудование и в каком количестве. Если оно будет исчисляться тысячами, то это "копейки", которые ни к чему не приведут. В обычное время российские операторы ставили от 70 тыс. до 100 тыс. базовых станций в зависимости от методики подсчета (Минцифры и "Роскомнадзор" считают по-разному). Но цифры примерно такие. Надо понимать, что российский рынок требует в год 100 тыс. базовых станций. Сможем ли мы столько производить - неизвестно. Но выпускать базовые станции только для российского рынка - это утопия. Необходимо выпускать их для большего количества государств, хотя бы для стран БРИКС. Тогда этот вопрос будет касаться снижения стоимости оборудования. В целом национальная система - это замечательно, но пока в ней среди комплектующих на 70-80% будут импортные, толку в этой системе никакого нет. Все зависит от того, насколько будут готовы производители к 2025 г.".
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что стандарты работать не будут из-за их рекомендательного характера: "Здесь кроется очень простая причина. Можно взять, например, китайские радиостанции, перелицевать и использовать их. Пока мы не будем защищать наш рынок и требовать соблюдения стандартов, прохождения сертификации в лабораториях, ничего не изменится. Очень много вопросов к тому, как мы хотим формировать связь. На мой взгляд, нам надо ориентироваться на отечественный стандарт, мягко его вводить, сделать переходный период для оборудования, чтобы не только российские компании, но и зарубежные могли подстраиваться и адаптироваться так, чтобы работа шла постепенно. Это позволит не потерять конкуренцию на рынке, сохранить ее и откроет рынок для внешних компаний. Я не вижу проблемы в зарубежных технологиях. Мы в любом случае зависим от элементной базы и многих разработок. Нам нужно не просто сосуществовать, но наметить некую дорожную карту, в которой будем брать лучшее из двух миров - поддерживать наш стандарт, развивать его и одновременно не отталкивать компании из дружественных стран. Пусть они делают вклад в нашу экономику".