В ФСБ жалуются на низкие темпы реализации "пакета Яровой" операторами связи
Значительная часть российских операторов до сих пор не установили технические средства оперативно-разыскных мероприятий на своих сетях. Таким образом, компании нарушают требования "закона Яровой", которые обязывают операторов собирать, хранить, и предоставлять уполномоченным правоохранительным органам информацию в отношении своих пользователей, отметил представитель ФСБ Александр Самойлов на форуме "Спектр 2023″. Об этом пишет "Интерфакс".
Самойлов подчеркнул, что данные требования отдельно прописаны и в условиях лицензирования деятельности телеком-компаний, однако несмотря на это, темпы реализации "закона Яровой" остаются крайне низкими. В службе считают, что причиной этому является наличие на рынке большого количества недобросовестных игроков, оказывающих услуги с нарушением законодательства. Кроме того, сейчас действует мораторий на проведение проверок деятельности операторов.
По словам спикера, операторы всячески пытаются уйти от ответственности, например, заключают формальные договоры для взаимодействия с уполномоченным органом без дальнейшей установки предусмотренного оборудования, получают новые лицензии, меняют юрлица и т. д. Именно поэтому, как объяснил Самойлов, профильные ведомства пересмотрели штрафы за нарушения требований "закона Яровой".
Раньше за отказ установки СОРМ суд назначал штраф от 3 тыс. до 100 тыс. рублей. Поэтому оператором было проще выплатить эту сумму, чем устанавливать дорогостоящее оборудование, добавил представитель ФСБ. Однако с 1 января 2024 года будут введены оборотные штрафы от размера суммы выручки компании за оказание услуги связи, но не менее миллиона рублей. Как считают в ведомствах, этот размер штрафов будет равен затратам на покупку или аренду необходимой инфраструктуры.
Помимо этого, как отметил Самойлов, министерства работают над возможностью исключения моратория на проведение проверок операторов связи.
"Если бы государство предусмотрело финансирование из бюджета оперативно-разыскных мероприятий, то операторы связи легко бы их реализовали. Ну и эффективность систем и целесообразность хранения шифрованного или видеотрафика, скорее всего, стали более разумными, а еще ценообразование и текущая ограниченность решений стали бы более оптимальны", — поделился мнением с "Кабельщиком" президент ассоциации "Ростелесеть" Олег Грищенко.
"Операторы живут по принципу: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения", - считает Дмитрий Галушко, глава "ОрдерКом", президент Ассоциации малых операторов связи регионов (АМОР), к.ю.н. Дмитрий добавляет, что с с 1 января штрафы повысятся и операторы будут вынуждены устанавливать необходимое оборудование.
"Для меня несколько непонятно заявление представителя ФСБ, что они хотят исключить операторов из-под моратория на проверки. Во-первых, причем тут ФСБ? Проверки проводит Роскомнадзор. Во-вторых, у РКН есть возможность внеплановых проверок, и они их проводили по письмам ФСБ... В-третьих, за отсутствие СОРМ через 2 мес. (с 1 января 2024 г.) ФСБ может наказывать вообще без проверок. То есть им существующий мораторий никак не помешает.
Правда, сейчас, действительно, штрафуют нечасто и на небольшие суммы. В моей практике средний чек на отсутствие СОРМ - 4 тыс. руб. Иногда удается добиться только предупреждения. (Для малого и среднего бизнеса, если нарушение не выявляли в течение года, то наказывают максимум на 4 тыс. руб.)
Но появилась конкретная задача - сократить количество операторов. И, исходя из нее, они будут закручивать гайки. Принцип, как минимум, - напугать. И это непозитивное развитие сценария для страны, которая находится в экономическом кризисе, ведь малый бизнес создает рабочие места и платит налоги в бюджет. И сокращение количества операторов приведет к недополучению денег в бюджет, это неконструктивно.
Я советую операторам начинать ставить СОРМ. Наиболее приемлемый вариант - договариваться с производителями СОРМ о закупке у них только программного обеспечения, а серверы и hardware приобретать самостоятельно. Они все идут на это, просто надо уметь договариваться", - комментирует Дмитрий Галушко.