Крупные онлайн-площадки начали публиковать правила применения своих рекомендательных алгоритмов
С 1 октября начали действовать новые требования к сайтам и ресурсам, использующим рекомендательные алгоритмы. Согласно закону, интернет-сайты и ресурсы могут предоставлять пользователям информацию, составленную на основе рекомендательных алгоритмов, только по предварительному уведомлению об этом. Иными словами на интернет-сервисах должна размещаться информация с правилами применения рекомендательных технологий.
В правилах необходимо описать процессы и методы сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей, а также способы осуществления таких процессов и методов. Помимо этого, пользователь, заходящий на сайт, должен понимать, какие виды сведений используются для предоставления информации с применением рекомендательных алгоритмов.
Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, ведомство уведомит об этом владельца ресурса, а тот, в свою очередь, должен будет устранить нарушение. За неустранение оператор связи должен будет блокировать доступ к данному ресурсу.
Тем временем, крупные онлайн-площадки — VK, "Яндекс", Ozon, Wildberries, "Сбермаркет", "М. видео-Эльдорадо", "Иви", Start — уже начали раскрывать свои рекомендательные алгоритмы. Они разместили на своих ресурсах правила их применения пишут "Ведомости".
Так, у "Яндекс" появился раздел "Правила рекомендаций", в котором приводятся особенности работы всех сервисов экосистемы — поиска, "Яндекс. Музыки", "Кинопоиска", "Букмейта", "Яндекс. Такси", "Яндекс. Лавки", "Яндекс. Маркета" и др.
Рекомендательные алгоритмы компании учитывают историю поисковых запросов пользователя, клики по ссылкам в результатах и время возврата на страницу поиска, информацию об устройстве пользователя, информацию о геолокации, cookie-файлы, язык запросов и страниц в результатах выдачи.
VK для этого собирает лайки, комментарии, репосты, просмотры. Кроме того, сервис учитывает отметки "Подписаться", "Это не интересно", "Скрыть из ленты", "Пожаловаться". Рекомендательные алгоритмы Ozon работают на 300 параметрах товара — характеристики, рейтинг и покупательское поведение (оформление заказа, просмотр товара или добавление в корзину). В то же время Wildberries собирает данные о любых действиях пользователя на сайте — информацию о провайдере, браузере и операционной системе пользователя, а также учитывает разрешение и глубину цветности экрана на устройстве.
"Сбермаркет" формирует рекомендации по модели, которая строится на пяти этапах — сборе, систематизации, применении методов машинного обучения, проверки и выведении рекомендаций.
Start собирает информацию о предпочитаемых жанрах, то есть проводится анализ просмотренного контента и действий пользователей, а также сведения о частоте просмотра и досматривании контента до конца. "Иви" изучает данные просмотров, покупок, добавления в избранное, оценок и обратной связи.
Как считают эксперты, размещение правил рекомендательных алгоритмов формирует у пользователей доверительное отношение к интернет-ресурсам.
При этом зарубежные сервисы, которыми пользуются российские пользователи, также должны соблюдать требования закона. Учитывая, что на YouTube не размещены правила работы рекомендательных алгоритмов в том виде, в котором требует законодательство РФ, он может быть заблокирован операторами связи, отмечают юристы.