МТС проверит абонентов "серых" сим-карт через "Госуслуги"
О практике подтверждения личности абонентов через сервис "Госуслуг" рассказал журналистам вице-президент МТС по взаимодействию с органами государственной власти Андрей Рего.
"Есть много способов дистанционного подтверждения, и, когда мы звоним абоненту, мы предлагаем прийти в офис. Но это не панацея, абсолютно. Можно это сделать через портал "Госуслуг". Многие используют дистанционные действия через государственные системы. Здесь вопрос индивидуального похода. Я думаю, каждый оператор заинтересован в сохранении абонентской базы. И мы очень надеемся, что Роскомнадзор не будет "жестить" в плане требований", - рассказал Андрей Рего.
По его словам, МТС передала Роскомнадзору для проверки почти всю базу абонентов. "Мы практически всю базу выгрузили в Роскомнадзор, они перепроверяют эти данные, и после выявления каких-то ошибок - помимо того что мы это сделали на своей стороне, - нам приходит требование уточнить данные конкретных пользователей, и мы по этим пользователям начинаем процедуры проверки", - объяснил Андрей Рего. Он добавил, что компания ведет с Роскомнадзором переговоры об установлении лимита на количество проверяемых по запросу абонентов.
"Многие данные просто неактуальны, и когда начинаешь их сличать с государственными системами, выявляется много ошибок. С точки зрения регуляторов и правоохранительных органов важно, кто конкретно пользуется абонентским устройством", - добавил Андрей Рего.
Становление рынка
По его словам, требования о проверке документов абонентов возникли уже после того, как у операторов сформировалась большая абонентская база, поэтому важно ее актуализировать "плавно, чтобы люди в меньшей степени страдали без связи".
"Есть определенная процедура, как мы уведомляем абонентов. Более того, люди сталкиваются с отключениями - мне звонят знакомые, говорят, что пропустили SMS и не пришли подтвердить данные в салон. Это процесс становления, когда подобные правила вводятся, все будут сталкиваться с такими случаями. Я думаю, что через некоторое время ситуация нормализуется, мы так или иначе подтвердим всю абонентскую базу, которая накапливалась многие десятилетия - считайте, с 1991-1993 гг., когда первые абоненты стали подключаться", - подчеркнул Андрей Рего.
В Минцифры не ответили на запрос ComNews.
Что случилось
Напомним, что с 2018 г. операторов обязали проверять личность абонентов при заключении договоров. Это затруднило выдачу "бесплатных" SIM-карт и использование номеров, оформленных на других лиц.
1 июня 2021 г. начали действовать поправки в закон "О связи", которые обязали компании и предпринимателей регистрировать пользователей корпоративных SIM-карт. Если сведения о пользователе телефона отсутствуют, оператор может заблокировать номер.
Причем регистрировать нужно не только телефонные SIM-карты, но и чипы в онлайн-кассах для выхода в интернет, на автоматических шлагбаумах и другом оборудовании с использованием мобильного интернета.
С начала 2023 г. многие абоненты сотовых операторов стали получать уведомления с требованием подтвердить персональные данные - дату рождения и реквизиты паспорта. В противном случае номер грозятся отключить.
Выяснилось, что некоторые абоненты не могут прийти в салон связи для подтверждения личности - например, находятся за пределами страны.
Это безопасно
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отметил, что практика подтверждения личности абонентов без визитов в офис оператора вполне безопасна.
"Это хорошо со всех точек зрения, потому что верификация через "Госуслуги" дает возможность не передавать полный объем данных, а только те, которые нужны. И государство четко видит, кому эти данные переданы, в каком объеме и откуда может быть утечка. Поэтому рисков как таковых нет", - отметил Эльдар Муртазин.
Он напомнил, что "Госуслуги" - это централизованное хранилище данных с высоким уровнем защиты. "Верификация и авторизация позволяет государству строить коммерческие сервисы с разными коммерческими компаниями - МТС одна из них", - добавил эксперт.