"МегаФон" развернул мониторинг транспорта
АО "Быстринская горная компания" (GORA), реализующее проект по освоению месторождения золота "Кумроч" на Камчатке, внедрило решение ПАО "МегаФон" "Контроль автопарка": более 50 машин теперь оборудованы навигационным модулем, который определяет их координаты и скорость движения.
Как объясняет пресс-служба "МегаФона", система мониторит данные с установленных на транспорт датчиков, контролирующих температуру двигателя, уровень топлива, масла и другие показатели, а затем информация с модулей передается в автоматическом режиме на платформу онлайн-мониторинга. По сообщению пресс-службы, подход сокращает затраты на содержание автопарка до 40%.
Как отмечает пресс-служба "МегаФона", разработчики проекта учитывают перспективу роста автопарка и появление большего количества задач при разработке месторождения "Кумроч": проект предполагает создание к 2026 г. горно-обогатительного комбината с годовым объемом добычи до 4 т золота при его балансовых запасах в 48,8 т. Для устойчивого сигнала "МегаФон" завершает строительство сети на территории месторождения "Кумроч".
"Решение "Контроль автопарка", работающее на базе IoT-технологий (интернет вещей) и полностью реализованное на российском ПО, позволяет не только снизить аварийность и простои спецтехники, но и демонстрирует финансовый эффект - срок службы транспорта увеличивается на 20%, сокращаются расходы на его содержание", - отмечает директор по развитию корпоративного бизнеса "МегаФона" Наталья Талдыкина.
Директор по производству и эксплуатации GORA Александр Денебаев считает, что проект "Контроль автопарка" позволяет наиболее эффективно управлять парком автомобильной и горной техники, а также оперативно решать производственные задачи.
Решение "МегаФона" "Контроль автопарка" стало одним из аналогов системы для мониторинга подвижных и стационарных объектов Wialon от белорусской компании Gurtam. По данным исследования ООО "Омникомм" (разработчика системы мониторинга транспорта Omnicomm), в 2020 г. Gurtam занимала 48% рынка.
9 марта 2022 г. Gurtam прекратила работу в России. Компания сообщила, что расторгнет все договоры с партнерами из России. К мониторинговой платформе Wialon в России было подключено 1 млн транспортных средств.
В апреле 2022 г. компания Omnicomm опубликовала обзор рынка, в котором Юрий Томашко, директор ООО "ТехноКом", заявил: "Кто из игроков рынка выиграет больше - сложно сказать, "слон-Wialon" настолько велик, что съесть его непросто даже при серьезных усилиях всех участников рынка. Поэтому тот, кто сможет решить быстрее других организационные и технические задачи, прежде всего внутри себя, тот и окажется в максимальном выигрыше".
Среди компаний, которые стали делить клиентов ушедшего Gurtam/Wialon, оказался и "МегаФон", который с 2012 г. продвигает услугу "Контроль автопарка".
Компания Gurtam, несмотря на заявления, не ушла из РФ полностью. В марте 2023 г. Арбитражный суд Ростовской области вынес решение по иску ООО "Стандарт Европа" к ООО "Дельта" с требованием о взыскании штрафа за непредъявление груза к перевозке. Суд, вставший на сторону истца, сделал это на основе данных платформы Wialon от компании Gurtam.
Суд, в частности, указал в решении: "В соответствии с заявкой водитель прибыл на загрузку по адресу: г. Черкесск, ул. 1-я Подгорная, д.41, в 15:00 14.09.2022, что подтверждается распечаткой данных спутникового контроля транспорта "Триви" - системы мониторинга и управления автопарком на современной программной платформе Wialon, обрабатывающей данные со спутников GPS и ГЛОНАСС".
Иными словами, из решения ростовского арбитража следует, что в сентябре 2022 г., то есть через полгода после заявления об уходе с рынка, платформа Wialon работала в РФ и использовалась коммерческими клиентами.
Согласно исследованию аналитического центра ГК "Монтранс", объем российского рынка услуг и оборудования для транспортных информационных систем составил 32 млрд руб. в 2022 г., а мировой объем (M2M и IoT) достиг $114 млрд.
Авторы исследования указывают, что в 2023 г. продолжился рост российского рынка ИТ-услуг для транспорта: "Компании, предоставляющие мониторинг транспорта коммерческому сектору, в среднем увеличивались на 28% ежегодно. Государственные организации в основном проводили конкурсы по поддержке имеющегося оборудования. Особое значение приобрел переход на отечественное ПО после ухода белорусской компании Gurtam, доля которой составляла 48% рынка в России до конца 2022 г.".
По данным исследования выясняется, что множество поставщиков услуг интернета вещей (IoT) для транспорта открыли представительства в странах СНГ и продолжали предоставлять телематические услуги, а компании, что стремились сменить вендора, успешно осуществили этот переход в течение года.
Согласно данным, которые представил "Монтранс", за последний год наибольший прирост объектов в ПО зафиксирован у следующих вендоров: "ГлонассСофт" (+110%), АО "Глонасс" (+94%), "Форт-монитор" (+61%), "1С-Рарус" (+48%), "Монтранс" (+19%), "Омникомм" (+14%), "Скаут" (+11%), Gurtam (-33%). При этом в денежном выражении прирост у АО "Глонасс" составил 2%, Gurtam - -28%, "1С-Рарус" - 96%, "Монтранс" - 56%, "Форт-монитор" - 58%, "Омникомм" - 11%, "ГлонассСофт" - 97%.
"По прогнозам, к 2025 г. объем рынка IoT для транспортной отрасли может увеличиться до 48 млрд руб.", - сообщил руководитель аналитического центра "Монтранс" Дмитрий Журавлев.
По его словам, к середине 2023 г. около 20% автомобилей в стране подключены к системам "ЭРА-ГЛОНАСС" и "Платон" в соответствии с требованиями ПП №2216, и ПП №855. "Это способствует активному развитию коммерческих сервисов и систем мониторинга транспорта, а также аппаратных решений для спутниковой навигации", - добавил он.