Законодательство тормозит развитие стратегических информационных систем в России
Чиновники не успевают за темпами развития современных технологий. Мир идет вперед, а российское законодательство уснуло в ХХ веке и просыпаться не желает.
На днях Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям провёл «круглый стол» на тему «Состояние и перспективы развития стратегических информационных систем в России. Законодательные аспекты», в ходе которого представители государственных и коммерческих структур попытались выяснить основные причины торможения развития стратегических информационных систем в России.
Практически всеми участниками "круглого стола" было признано, что существующее законодательство не отвечает современным требованиям стремительно развивающегося мира IT, начиная с документооборота и заканчивая государственными заказами в данном секторе. Устаревшие ГОСТы, архаичные правила, связанные с ЭДО, отсутствие стандартов при составлении государственных контрактов, недостаток выделяемых средств для обеспечения информационной безопасности — вот краткий список булыжников на пути улучшения ситуации в сфере стратегических информационных систем в России.
Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России, отметил: «Закон о бухгалтерском учёте требует подписания на бумажном документе, а большие информационные системы необходимо переводить в электронный вид. Нужны законы, которые бы давали право управлять, распоряжаться, хранить, обрабатывать электронные документы. Но прежде чем создавать закон, нужно их идентифицировать. Создание новых больших информационных систем будет невозможно из-за преград в старом законодательстве».
Ещё одна проблема — иностранные производители программного обеспечения, приспособленные к другой системе регулирования, а отечественные разработки часто не отвечают требованиям заказчиков.
Любопытные цифры были озвучены в докладе представителя коммерческого сектора Андрея Черногорова, генерального директора ОАО «Электронная торговая площадка Газпромбанка». «Невозможно управлять тем, что нельзя измерить — это ключевая проблема, с которой сталкивается большинство операционных систем в нашей стране. Государственное финансирование достаточно обширное. По нашему анализу сайта zakupki.gov.ru, через который проходит 100% государственных контрактов, выявлено около 30 тысяч контрактов в сфере IT — некоторые из них пересекаются по темам — по закупке информационных систем. В сумме эти контракты составляют порядка 20 миллиардов рублей при том, что мы не учитываем сектор предприятий с государственным участием, а берём только данные сектора государственных органов исполнительной власти. Иначе в общей сложности мы получим порядка 100 миллиардов, согласно исследованиям НАИРИТ. Исходя из этих данных, получается, что исключая закупки Министерства обороны по вооружению, IT — третья категория по объёму затрат: больше только социальные программы и здравоохранение. Поэтому на уровне государства недооценивать эту сферу невозможно", - сказал Черногоров.
Что же касается стратегических информационных системах, то четкого их определения нет: нужно для начала установить критерии, к которым можно отнести количество пользователей, бюджет реализации и критичность решаемых задач данной системы. "Если за порог начальной цены взять 50 миллионов рублей, чтобы считать систему стратегической, то таких государственных закупок в прошлом году у нас было 197, что составило в этом классе 70% всех закупаемых государством систем по объёму финансирования — около 14, 6 миллиардов рублей по результатам прошлого года", - подсчитал Черногоров.
По словам Черногорова, есть ряд проблем, которые выявляются при таких закупках. Во-первых, сами закупки представляют собой "эдакий чёрный ящик: на входе требования, а на выходе подрядчики", то есть совершенно непрозрачен механизм выбора и заключения соглашений. Также необходимо усовершенствовать законодательство, потому что требования совместимости и качества исполнения на данный момент отсутствуют, новых стандартов не создавалось уже лет 20, в то время как ситуация за это время изменилась кардинально. Единственные стандарты на данный момент — это стандарты документирования.
Также полностью отсутствуют единые требования к стандартам обслуживания стратегических информационных систем: стоимость обслуживания в разы превышает первоначальную стоимость системы. "Таким образом реализуется коррупционная схема, когда заказывается относительно дешёвая система, а государственный орган садится на виртуальную иглу и вынужден обращаться за поддержкой и доработкой к тому же подрядчику, который её создал, - отметил Черногоров. - Тест на обслуживание таких систем — Service Level Agreement — вполне стандартный аспект, который надо прорабатывать на законодательном уровне".
Нельзя не учитывать и отсутствие систем обоснования финансирования и критериев успеха решения задач IT-проектов, так как иногда при пересчёте в человекочасы получается, что было бы проще нанять тысячу человек, которые выполнили бы задачу в десять раз дешевле, а не строить систему. "То есть должно быть чёткая схема технико-экономическое обоснование реализации IT-решения и это должно быть обязательной частью жизненного цикла., - подытожил докладчик. - Важно дисциплирование при планировании закупок. На графике распределения количества контрактов по месяцам года можно увидеть, что деньги все скидываются в октябре-ноябре и контракты к концу года чудесным образом закрываются: крупные IT-системы на миллионы рублей реализовываются за несколько месяцев. Естественно, это полнейшая профанация и данный вопросы также должны быть отрегулированы на законодательном уровне, ведь все проблемы —следствие отсутствия каких-либо нормативов и требований к жизненному циклу и методам планирования».
По данным, озвученным на мероприятии, на модернизацию сайта госзакупок было портачено около 778 миллионов рублей, что, в виду отсутствия требований к качеству обслуживания и производительности решения, привело к астрономическим, в общем-то, тратам с плохим результатом - "30% времени", по оценке Черногорова, сайт недоступен. А вот на весь сектор информационной безопасности выделяется в разы меньше средств, чем на этот сайт, говорит Александр Баранов, представитель Федеральной налоговой службы, хотя это «задача сложная и национальная».
А вопрос кадров? Специалисты разных сфер деятельности хватаются за головы, когда речь идёт о молодых специалистах. Кирилл Корнильев, глава представительства IBM, тоже сделал упор на проблеме нехватки квалифицированных кадров в отрасли, хотя каждый год выпускается 34 тысячи специалистов: он советует обратить серьёзное внимание на то, что сейчас происходит в системе образования.
Юлия БЕЛОУС
http://www.iksmedia.ru/news/